Коэффициент “Бонус-Малус” (КБМ) введён в действие и применяется при расчёте стоимости ОСАГО с 2003 года.
КБМ (простыми словами – скидка за безаварийную езду) — это один из показателей, влияющих на стоимость полиса ОСАГО.
В зависимости от аварийности коэффициент может быть повышающим или понижающим.
С 01 июля 2014 года при заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о КБМ из единой автоматизированной базы данных Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).
Она содержит сведения о договорах, заключенных с 01 января 2011 года.
Если информация о КБМ в АИС РСА отсутствует, то в расчете стоимости полиса ОСАГО применяется КБМ равный единице.
Каждому КБМ соответствует свой «Класс на начало срока страхования».
На сегодняшний день установлено 15 классов, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.
Если договор ОСАГО заключается в отношении ограниченного количества водителей, допущенных к управлению, то:
- КБМ определяется на основании информации в отношении каждого водителя.
- При расчете стоимости полиса ОСАГО используется КБМ, который определяется по водителю с наихудшим классом страхования. При этом в базе РСА за каждым водителем сохраняется свой класс.
- При смене транспортного средства КБМ сохраняется. Так как скидка «даётся» не автомобилю, а человеку.
- Повышающий коэффициент на следующий год применяется только к водителю, по вине которого было совершено ДТП.
Если договор ОСАГО заключается в отношении неограниченного количества водителей, допущенных к управлению, то:
- Страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ равным 1.
При досрочном расторжении договора ОСАГО, даже за несколько дней до его окончания, водитель/собственник лишается скидки за этот период. При покупке нового полиса ОСАГО будет применён такой же КБМ, какой был применён в начале действия досрочно расторгнутого договора.
Что делать, если в базе данных АИС РСА указаны неправильные сведения о КБМ?
- Заключить договор ОСАГО, используя в расчёте тот КБМ, который в данный момент выдаёт база АИС РСА;
- Подать претензию в РСА с целью получения верного КБМ, для чего необходимо:
-
- Заполнить заявление в РСА по КБМ; скачать заявление
- Отсканированное заявление с подписью страхователя, сканы действующего и предыдущего полисов ОСАГО, сканы водительских удостоверений (с двух сторон) и личного паспорта (фотография и прописка), отправить по электронной почте по одному из адресов: request@autoins.ru или rsa@autoins.ru, либо копии указанных документов отправить обычным письмом Почтой России по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3;
- После получения ответа из РСА (срок рассмотрения письма 3—4 месяца, приходит Почтой России), страхователю необходимо написать заявление о перерасчёте страховой премии с приложением ответа РСА в ту страховую компанию, в которой у него заключён в данный момент договор ОСАГО;
- Страховая компания на основании заявления страхователя производит перерасчёт страховой премии по договору ОСАГО. После чего возвращает излишне уплаченную часть и переоформляет договор страхования.
Проверить свой КБМ можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков, перейдя по ссылке.